Таверна на перекрестке

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Таверна на перекрестке » Рассказываем о себе » Поездка в Италию и мысли по поводу


Поездка в Италию и мысли по поводу

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Еще совсем недавно я и не думала, что когда-нибудь увижу Италию.
И даже когда мы с дочкой уже шли по улицам Рима или сидели за столиком в уличном кафе - нам не верилось, что мы уже там...
И я в глубине души очень боялась жары, тем более что все прочтенные и просмотренные в инете отзывы побывавших в Италии утверждали, что ни в коем случае нельзя ехать туда в июле и августе! Мол, невыносимо жарко. В Рим - только весною и осенью! А мы вот собрались первого августа, вопреки всему...
Да - жарко! Да, с радостью забегаешь в маленькие магазинчики еще и потому, что там работает кондиционер, и наслаждаешься поездкой в трамвае по той же причине. Стараешься идти по теневой стороне улицы - ежели таковая имеется.
И тем не менее всё это с каждым днем беспокоило всё меньше.
А вот Москва кажется теперь такой холодной!
Я хожу по квартире в шерстяных носках, шерстяной кофте и теплых леггинсах. Когда я прилегла отдохнуть, у меня замерзли руки - так, что захотелось надеть перчатки. И на улицу вылезать не хочется...
А ведь я всегда была уверена, что я человек северный, не люблю жару, а погода Карелии летом - вот это точно моё. (Кроме особо жарких дней, которые в Карелии иногда случаются.) Но сейчас я с тоской вспоминаю эту жару и жалею о том, что живу не в Краснодаре или Сочи. В Москве плюс восемнадцать, да еще и с ветром?! В августе? Вы издеваетесь?! Боже мой, а ведь потом придет осень... Ыыыы...
Такая вот ломка ))

А начать видеоряд почему-то захотелось не с Колизея или Ватикана, а с этого в общем-то типичного среднего римского дома  и его двора. В этом доме мы прожили 4 дня, а на этом балконе завтракали. Вообще в Риме много таких или похожих домов, напоминающих мне то ли улицу Горького, Тверскую то бишь, то ли Питер...

https://b.radikal.ru/b08/1908/3a/6ea0a5c26e61.jpg

https://a.radikal.ru/a22/1908/ca/52ed64cce62c.jpg

https://c.radikal.ru/c24/1908/d8/88acf3d7d8ee.jpg

https://d.radikal.ru/d21/1908/04/9e17125e4c2a.jpg

0

2

А это всегда так. После жары - сразу холод.
А, кстати, с местными ты там общалась?
(Не обязательно с тру-итальянцами, но там ведь и русские местные есть).

0

3

С местными мы общались, конечно же. Ну во-первых, хозяйка квартиры в Риме была бывшей россиянкой. Скрипачкой, вышедшей, по всей видимости, замуж за итальянца. Она встретила нас по приезде в город из аэропорта на своей машинке (как же много в Риме малюсеньких машин! И правильно, ибо с парковкой там проблемы. А еще там практически не чувствуется запах выхлопных газов). Встретила, открыла квартиру, всё показала и объяснила. Очень деловая и очень ответственная. Кстати, ее помощница по хозяйству - украинка...
Каждый день нам так или иначе приходилось объясняться с итальянцами худо-бедно по-английски. В кафе, магазине, транспорте. Итальянцы очень приветливы и всегда стараются понять, что тебе нужно. И еще у них принято здороваться, когда входишь в кафе или магазин. "Бонджорно!" - говоришь ты. Или "Буонасэра!" - вечером. И в ответ  тебе радостная, ослепительная улыбка.
А однажды в кафе мы как-то само собой, начав с улыбки, разговорились с двумя друзьями уже приличного, за сорок, возраста. Один из них, худой, с резкими чертами и артистически небрежно одетый, оказался... профессором криминологии, хотя более всего походил на рок-музыканта. Впрочем, гитары и пения он тоже не чурался - если судить по видео, которое он нам показал со своего телефона. А его друг, не знаю уж, кто по профессии, очень обрадовался, что мы из России, и стал показывать нам снимки Москвы, сделанные им, когда он был на чемпионате по футболу. "Great Putin!!" - радостно говорил он. Мужики угостили нас с дочкой вкуснейшим красным вином...

0

4

Ага, а у меня знакомая тоже замужем за итальянцем. И тоже музыкант. (Донецкую консерваторию закончил).
Живут во Флоренции. То есть, раньше жили там. Сейчас - не знаю. Связь потерялась.
Кста, интересно. Русско-итальянские связи в основном и идут по музыкальной линии.
(Твоя римская хозяйка дома, моя знакомая...)
Муж Габриэллы Ферри тоже был русский. А сын ещё и православный диакон (или даже архидиакон).
Профессор Кораблёв (это из Донецкого универа филолог), не знаю, как сейчас, но в мирное время часто ездил туда в командировку (научную, что-то там заумное).
Многие отмечают: наши менталитеты, хоть и не идентичны, конечно, но довольно схожи.
Интересно, почему. Климат ведь разный. С немцами так климат гораздо ближе, а ментальности дальше.

0

5

Менталитеты и вправду чем-то схожи. Нет в итальянцах скрупулезности и точности немцев. Первое, что поразило меня - отсутствие на переходах светофоров. Их просто нет!! Но при этом, если ты начал путь, остановится и легковая машина, и автобус, и тебя пропустят... Кое-где, конечно, светофоры наличествуют, но дай бог в половине случаев. Междугородний поезд может опоздать, магазин - быть закрытым без объяснения причин. Но зато и нет давящей атмосферы  порядка. Такая обаятельная раздолбаистость вкупе со способностью радоваться жизни...

0

6

Grazie, signora, molta grazie!
Ждём продолжения!

0

7

В Италию очень легко влюбиться...
Она легко и быстро признает тебя - своей. И незаметно прорастает в тебе множеством маленьких невидимых корней. И теперь, в разлуке, начинается ломка и сильнейшее желание вернуться...

Мне кажется, Рим - это город, более всего гордящийся своими развалинами и зарабатывающий на них деньги. Развалин много и разных. Но их подлинность и возможность пощупать рукой порой действительно завораживают...
Тот же Колизей - сперва мы вообще не хотели заходить внутрь, думали, походим снаружи, посмотрим издали и вблизи, да и хватит. Уж слишком он навяз в зубах как символ города, слишком известен, этот Коля Зей. Не очень хотелось присоединяться к слоняющейся по этой постройке роте "зеев".
Но потом всё-таки взяли билеты (а без билета, не самого дешевого, в Колизей и не попадешь!) - в частности потому, что билет включал в себя и Форум. А покупка билета через интернет гарантировала, что в очереди стоять мы не будем - это было реально здорово.
Мешают, конечно, толпы туристов - причем, как и в других местах, больше всего в этой толпе китайцев! Я начинаю думать, что наши представления об уровне жизни китайцев сильно преуменьшены. Они едут семьями, с маленькими детьми, с бабушками и дедушками, и у них хватает на это денег - а путь от Китая до Италии, мягко говоря, неблизкий.
Русскоязычные туристы, правда, тоже встречаются, но их немного.
В общем, если отрешиться от туристов, вглядеться в эти камни, закрыть глаза...
То начинает почти испуганно биться в голове мысль - "Неужели?! Неужели они и вправду - настоящие, вот с тех самых пор?!"
Неужели  вот это - почти сохранившаяся с тех времен лестница? Которая вела на трибуны? А здесь сидели люди и смотрели? И это ТЕ САМЫЕ стены и кирпичи?
Кирпичи, кстати, необыкновенные - я не видела таких раньше, только в Италии, но не только в Колизее. Они узенькие совсем.
А грандиозность постройки... что уж там говорить, если там было ВОСЕМЬДЕСЯТ входов, чтобы люди могли быстро попасть именно на нужную трибуну, а также могли быстро покинуть свои трибуны, всего за пять минут?!
Кто только не издевался над Колизеем, начиная с четырнадцатого века, растаскивая стены и используя знаменитый амфитеатр просто как источник дарового строительного материала... А он всё-таки стоит.
Там даже для туристов есть туалеты, магазинчик, оборудованные курилки и - САМОЕ ГЛАВНОЕ! Источники питьевой воды! И в Колизее и в Ватикане, и на римских улицах - порой это фонтанчик, а порой просто что-то вроде водопроводной колонки, и как же им радуешься!
Вода здесь действительно питьевая. Вкусная. Холодная. И какое же счастье - умыться и попить в жару! И совершенно бесплатно.
Попьешь, наполнишь из крана принесенную с собой бутылку - и идешь дальше, трогая эти камни и пытаясь подсчитать, сколько же поколений прошло с тех пор, как здесь шумела толпа зрителей?
И сколько крови тут пролилось...

https://c.radikal.ru/c40/1908/6e/9752b39fb93d.jpg

https://d.radikal.ru/d28/1908/b2/180fad9a5873.jpg

https://c.radikal.ru/c27/1908/0d/5af4e32aec27.jpg

https://a.radikal.ru/a13/1908/39/9c9627d89f5e.jpg

https://a.radikal.ru/a43/1908/80/c50971ae048e.jpg

https://b.radikal.ru/b39/1908/43/1b64ae755702.jpg

https://b.radikal.ru/b22/1908/d2/a74f11054231.jpg

https://c.radikal.ru/c28/1908/60/68fc342cec4d.jpg

0

8

Не удивительно. Там ведь корни всех европейских култур (в том числе, русской). Кремль в Москве кто строил?
Туристов, понятно, что много. Я б, наоборот, удивился бы, если бы их оказалось мало. Посмотреть ведь есть что!
Китайцы или, всё-таки, корейцы? Южные. Японцев можно по говору отличить. А вот китайца от корейца - проблема. По крайней мере, для человека, ни знающего ни китайский, ни корейский.
Узкие кирпичи это ты имеешь в виду, что они такие... более плоские, чем стандартные? Где-то, когда-то давно я такие видел. Только вот не помню, где именно. Тоже какая-то старинная постройка. Учитывая, что я нигде, кроме Москвы, Киева, Слуцка и Минска, по-настоящему старых построек видеть не мог, то, скорее всего, где-то там.
Возможно, даже в Москве где-то подобные кирпичи присутствуют.
Кстати, не читала "Римские эллегии" Бродского? Просто интересно, как их воспримет человек, там побывавший.

0

9

не, Римские элегии не читала. А насчет корейцев... хз, вроде всё-таки китайцы... В общем, их среди туристов большинство.

0

10

Ну, вот я скопировал их сюда.

Иосиф Бродский.
    Римские элегии

           Бенедетте Кравиери

        I

     Пленное красное дерево частной квартиры в Риме.
     Под потолком -- пыльный хрустальный остров.
     Жалюзи в час заката подобны рыбе,
     перепутавшей чешую и остов.
     Ставя босую ногу на красный мрамор,
     тело делает шаг в будущее -- одеться.
     Крикни сейчас "замри" -- я бы тотчас замер,
     как этот город сделал от счастья в детстве.
     Мир состоит из наготы и складок.
     В этих последних больше любви, чем в лицах.
     Как и тенор в опере тем и сладок,
     что исчезает навек в кулисах.
     На ночь глядя, синий зрачок полощет
     свой хрусталик слезой, доводя его до сверканья.
     И луна в головах, точно пустая площадь:
     без фонтана. Но из того же камня.

        II

     Месяц замерших маятников (в августе расторопна
     только муха в гортани высохшего графина).
     Цифры на циферблатах скрещиваются, подобно
     прожекторам ПВО в поисках серафима.
     Месяц спущенных штор и зачехленных стульев,
     потного двойника в зеркале над комодом,
     пчел, позабывших расположенье ульев
     и улетевших к морю покрыться медом.
     Хлопочи же, струя, над белоснежной, дряблой
     мышцей, играй куделью седых подпалин.
     Для бездомного торса и праздных граблей
     ничего нет ближе, чем вид развалин.
     Да и они в ломаном "р" еврея
     узнают себя тоже; только слюнным раствором
     и скрепляешь осколки, покамест Время
     варварским взглядом обводит форум.

        III

     Черепица холмов, раскаленная летним полднем.
     Облака вроде ангелов -- в силу летучей тени.
     Так счастливый булыжник грешит с голубым исподним
     длинноногой подруги. Я, певец дребедени,
     лишних мыслей, ломаных линий, прячусь
     в недрах вечного города от светила,
     навязавшего цезарям их незрячесть
     (этих лучей за глаза б хватило
     на вторую вселенную). Желтая площадь; одурь
     полдня. Владелец "веспы" мучает передачу.
     Я, хватаясь рукою за грудь, поодаль
     считаю с прожитой жизни сдачу.
     И как книга, раскрытая сразу на всех страницах,
     лавр шелестит на выжженной балюстраде.
     И Колизей -- точно череп Аргуса, в чьих глазницах
     облака проплывают как память о бывшем стаде.

        IV

     Две молодых брюнетки в библиотеке мужа
     той из них, что прекрасней. Два молодых овала
     сталкиваются над книгой в сумерках, точно Муза
     объясняет Судьбе то, что надиктовала.
     Шорох старой бумаги, красного крепдешина,
     воздух пропитан лавандой и цикламеном.
     Перемена прически; и локоть -- на миг -- вершина,
     привыкшая к ветреным переменам.
     О, коричневый глаз впитывает без усилий
     мебель того же цвета, штору, плоды граната.
     Он и зорче, он и нежней, чем синий.
     Но синему -- ничего не надо!
     Синий всегда готов отличить владельца
     от товаров, брошенных вперемежку
     (т. е. время -- от жизни), дабы в него вглядеться.
     Так орел стремится вглядеться в решку.

        V

     Звуки рояля в часы обеденного перерыва.
     Тишина уснувшего переулка
     обрастает бемолью, как чешуею рыба,
     и коричневая штукатурка
     дышит, хлопая жаброй, прелым
     воздухом августа, и в горячей
     полости горла холодным перлом
     перекатывается Гораций.
     Я не воздвиг уходящей к тучам
     каменной вещи для их острастки.
     О своем -- и о любом -- грядущем
     я узнал у буквы, у черной краски.
     Так задремывают в обнимку
     с "лейкой", чтоб, преломляя в линзе
     сны, себя опознать по снимку,
     очнувшись в более длинной жизни.

        VI

     Обними чистый воздух, а ля ветви местных пиний:
     в пальцах -- не больше, чем на стекле, на тюле.
     Но и птичка из туч вниз не вернется синей,
     да и сами мы вряд ли боги в миниатюре.
     Оттого мы и счастливы, что мы ничтожны. Дали,
     выси и проч. брезгают гладью кожи.
     Тело обратно пространству, как ни крути педали.
     И несчастны мы, видимо, оттого же.
     Привались лучше к кортику, скинь бахилы,
     сквозь рубашку стена холодит предплечье;
     и смотри, как солнце садится в сады и виллы,
     как вода, наставница красноречья,
     льется из ржавых скважин, не повторяя
     ничего, кроме нимфы, дующей в окарину,
     кроме того, что она -- сырая
     и превращает лицо в руину.

        VII

     В этих узких улицах, где громоздка
     даже мысль о себе, в этом клубке извилин
     прекратившего думать о мире мозга,
     где то взвинчен, то обессилен,
     переставляешь на площадях ботинки
     от фонтана к фонтану, от церкви к церкви
     -- так иголка шаркает по пластинке,
     забывая остановиться в центре, --
     можно смириться с невзрачной дробью
     остающейся жизни, с влеченьем прошлой
     жизни к законченности, к подобью
     целого. Звук, из земли подошвой
     извлекаемый -- ария их союза,
     серенада, которую время о'но
     напевает грядущему. Это и есть Карузо
     для собаки, сбежавшей от граммофона.

        VIII

     Бейся, свечной язычок, над пустой страницей,
     трепещи, пригинаем выдохом углекислым,
     следуй -- не приближаясь! -- за вереницей
     литер, стоящих в очередях за смыслом.
     Ты озаряешь шкаф, стенку, сатира в нише
     -- бо'льшую площадь, чем покрывает почерк!
     Да и копоть твоя воспаряет выше
     помыслов автора этих строчек.
     Впрочем, в ихнем ряду ты обретаешь имя;
     вечным пером, в память твоих субтильных
     запятых, на исходе тысячелетья в Риме
     я вывожу слова "факел", "фитиль", "светильник",
     а не точку -- и комната выглядит как в начале.
     (Сочиняя, перо мало что сочинило).
     О, сколько света дают ночами
     сливающиеся с темнотой чернила!

        IX

     Скорлупа куполов, позвоночники колоколен.
     Колоннады, раскинувшей члены, покой и нега.
     Ястреб над головой, как квадратный корень
     из бездонного, как до молитвы, неба.
     Свет пожинает больше, чем он посеял:
     тело способно скрыться, но тень не спрячешь.
     В этих широтах все окна глядят на Север,
     где пьешь тем больше, чем меньше значишь.
     Север! в огромный айсберг вмерзшее пианино,
     мелкая оспа кварца в гранитной вазе,
     не способная взгляда остановить равнина,
     десять бегущих пальцев милого Ашкенази.
     Больше туда не выдвигать кордона.
     Только буквы в когорты строит перо на Юге.
     И золотистая бровь, как закат на карнизе дома,
     поднимается вверх, и темнеют глаза подруги.

        X

     Частная жизнь. Рваные мысли, страхи.
     Ватное одеяло бесформенней, чем Европа.
     С помощью мятой куртки и голубой рубахи
     что-то еще отражается в зеркале гардероба.
     Выпьем чаю, лицо, чтобы раздвинуть губы.
     Воздух обложен комнатой, как оброком.
     Сойки, вспорхнув, покидают купы
     пиний -- от брошенного ненароком
     взгляда в окно. Рим, человек, бумага;
     хвост дописанной буквы -- точно мелькнула крыса.
     Так уменьшаются вещи в их перспективе, благо
     тут она безупречна. Так на льду Танаиса
     пропадая из виду, дрожа всем телом,
     высохшим лавром прикрывши темя,
     бредут в лежащее за пределом
     всякой великой державы время.

        XI

     Лесбия, Юлия, Цинтия, Ливия, Микелина.
     Бюст, причинное место, бёдра, колечки ворса.
     Обожженная небом, мягкая в пальцах глина --
     плоть, принявшая вечность как анонимность торса.
     Вы -- источник бессмертья: знавшие вас нагими
     сами стали катуллом, статуями, трояном,
     августом и другими. Временные богини!
     Вам приятнее верить, нежели постоянным.
     Слався, круглый живот, лядвие с нежной кожей!
     Белый на белом, как мечта Казимира,
     летним вечером я, самый смертный прохожий,
     среди развалин, торчаших как ребра мира,
     нетерпеливым ртом пью вино из ключицы;
     небо бледней щеки с золотистой мушкой.
     И купала смотрят вверх, как сосцы волчицы,
     накормившей Рема и Ромула и уснувшей.

        XII

     Наклонись, я шепну Тебе на ухо что-то: я
     благодарен за все; за куриный хрящик
     и за стрекот ножниц, уже кроящих
     мне пустоту, раз она -- Твоя.
     Ничего, что черна. Ничего, что в ней
     ни руки, ни лица, ни его овала.
     Чем незримей вещь, тем оно верней,
     что она когда-то существовала
     на земле, и тем больше она -- везде.
     Ты был первым, с кем это случилось, правда?
     Только то и держится на гвозде,
     что не делится без остатка на два.
     Я был в Риме. Был залит светом. Так,
     как только может мечтать обломок!
     На сетчатке моей -- золотой пятак.
     Хватит на всю длину потемок.

             1981

0

11

Андрей, спасибо за стихи!
Сейчас перечитала и затосковала...
Недели в Италии прошлым летом оказалось достаточно, чтобы я в нее влюбилась. Как я мечтала увидеть весеннюю Италию, посмотреть на цветение... даже не знаю чего, но ведь что-нибудь обязательно цвело бы... Ощутить опять аромат пиний и увидеть открытые, беззаботные улыбки местных жителей...
И ведь уже и билеты были, и квартиру сняли! Кстати, в старинном доме чуть ли не 15 века...
И теперь из-за коронавируса всё рухнуло.
Теперь неизвестно, чем всё закончится - вернут деньги? поездка перенесется на осень? (мы же летели на конкурс, а что будет с ним, тоже еще неясно).

Но вот сегодня в новостях показали - итальянцы, которым сейчас запретили выходить на улицы без крайней необходимости (чуть ли не письменно подтвержденной), выходят на балконы и поют хором!
Что-то  очень красивое, слаженно так, заслушаешься... Подыгрывают себе на гитарах и на чем-то еще (включают минусовку?), смеются...
Как же это на них похоже!
Тут я поняла, что смогла бы там жить. И хотела бы, пожалуй.
Вот в Америку - даром не надо. Даже если бы подарили грин-карту. А в Италии - да.

0

12

Ну, недаром же говорят: итальянцы это весёлые русские. Русские это грустные итальянцы. Из всей Западной Европы их менталитет к нашему ближе всего.
(Ещё, правда, ирландцев и испанцев сюда включают).
А вот у чехов менталитет совсем другой, хоть они и славяне. (У знакомой сын  там работает. И она к нему часто ездит (ездила)).

А съездить, думаю, ты ещё съездишь. Может, не в этот раз.

Кста, очень странно, не находишь? Вот с этим вирусом.
Вместо того, чтоб объединить усилия, все исследования на эту тему страны держат в секрете.
(Вроде, вакцину тут и там разрабатывают?), но, прежде, для денег, а не для борьбы с болезнью.

0

13

раздол-бай, да. То есть на самом деле как будто и не хотят по-настоящему быстро и радикально разобраться с болезнью, а прежде всего на ней наварить!
А то, что умрет там какое-то количество народу - да бог с ними. Тем более, если старики...
А чего стоит наш Аэрофлот!
Люди застряли в Европе - кто был по туристической поездке, кто по работе или у родни, обратные рейсы отменили, остался Аэрофлот, так они в 4 раза подняли цены на билеты, а то и выше, пользуясь тем, что людям просто некуда деваться и надо как-то добраться на родину.

0


Вы здесь » Таверна на перекрестке » Рассказываем о себе » Поездка в Италию и мысли по поводу